Байкал |
Вы можете посмотреть все полноразмерные фотографии на одной странице, которая откроется в отдельном окне браузера, воспользовавшись этой ссылкой, или просматривать каждую фотографию в отдельности, воспользовавшись ссылками, связаннами с эскизами, размещенными на этой странице.
На Байкале я был в августе 1989 года. И ездил туда не на машине, а летал самолетом, так что немного материал не ложится в задуманное направление раздела "Отчеты о поездках", как рассказов об автомобильных поездках по стране, но для меня поездка была насыщена впечатлениями, может быть материал будет интересен и другим.
В те времена было такое Бюро международного молодежного туризма "Спутник". Занималось оно не только международным туризмом, но и организовывало для молодежи достаточно дешевые туры по Союзу, чем я с удовольствием пользовался, побывав на Камчатке, в Прибалтике, на Верхней Волге и Онеге. По линии этого "Спутника" я и поехал.
Из Ленинграда вылетели на Ту-154. 5 часов полета, промежуточная посадка в традиционном для полетов в Сибирь Омске или Томске (уже не помню точно) и посадка на военном аэродроме Белый (Иркутский был закрыт на реконструкцию) километров в 30-и от Иркутска. Непривычно было высаживаться в чистом поле, прорезанном полосами ВПП, видеть рядом мощные военнные машины. Автобусом пассажиров довезли до аэропорта, где выдавали багаж.
"Спутниковские" туры отличались дешевизной, но складывалась она из использования для организации где можно подручных средств, так что с комфортом могли быть неожиданные проблемы, что мы в полной мере и испытали. Нас поселили на окраине Иркутска в общежитии какого-то института. Кто учился в те времена, тот хорошо представляет, что можно увидеть в старом студенческом общежитии. В нашем к тому же по случаю летних каникул еще и ремонт шел...
Планировалось, что до берега Байкала мы дойдем за два дня, сделав два перехода по 18-22 км. Но группе очень не понравилось начало пути, хотелось побыстрее увидеть цель путешествия, поэтому инструктор предложил отклониться от маршрута, чуть срезать и вместо двух переходов сделать один, пусть даже чуть длиннее. Все с радостью согласились.
Утром следующего дня группа вышла в тайгу. Началось все с форсирования речушки, протекавшей около лагеря. Ее надо было перейти по бревну. Несмотря на рюкзаки за плечами, группа справилась. Не повезло лишь инструктору, он начал день с купания в одежде. Тогода мы ему посочувствовали.
Небольшой путь по натоптанной тропинке, а дальше мы свернули с маршрута, началась нехоженная тайга. Шли где по еле заметным тропам, а зачастую - просто по дикой тайге. В тайге встречалось много поваленных деревьев, сама местность холмистая, рюкзаки с двухдневным запасом продуктов т.ж. легкими было не назвать, жара, поэтому шли достаточно медленно. Попадающиеся на пути речушки, окруженные обшироной заболоченной поймой, переходили вброд прямо в одежде и обуви. Ледяная вода доставляла непередаваемое наслаждение, и потом еще минут 10 мокрая одежда приятно холодила.
Километров через двадцать вымотанная группа начала приставать к инструктору с вопросами "А долго еще?". На вершине каждого холма инструктор всматривался вдаль и говорил "Вот видите - следующий холм, за ним еще пара, а там и Байкал". Ребята воодушевлялись, холмы проходили на одном дыхании и все повторялось. К обеду стало окончательно ясно, что мы заблудились.
Была еще одна сложность: продуктов у нас более чем в достатке, дров вокруг еще больше, но вот котлы мы с собой не брали, они были на каждой стоянке. Из всей посуды был один чайник инструктора литра на три. Поэтому перспективы обеда выглядели проблематичными. К счастью, набрели на охотничью избушку, там оказалась кой-какая посуда. В два приема (группа-то большая), но обед приготовили.
После обеда дорога пошла веселее. Мы уже не надеялись на скорый приход на место, не всматривались вдаль, стараясь увидеть Байкал. Просто настроились идти и идти.
К сумеркам вышли на старую дорогу, обрывающуюся прямо в тайге. По оценке, мы прошли за день километров 40 по дикой тайге, по холмам, по поваленным деревьям, через болота и речки. Ребята просто повалились по обочине от усталости. Стало понятно, что до темноты мы уже не успеем выйти к озеру (да и где оно?) и было принято решение устроить ночлег здесь. Правда к проблеме с котлами добавилась проблема с палатками: мы их т.ж. не брали с собой, они были на каждой плановой стоянке. С ужином решили просто: банка тушенки, разогретая на костре, на двоих, хлеб, плюс чай по очереди. А вот ночевать пришлось под открытым небом, благо дождя не предвиделось и было относительно тепло ночью. Правда на всякий случай из подручных средств соорудили навесы.
После завтрака, состоявшего из того же чая по очереди и печенья, снова пошли в тайгу. Плутали достаточно долго, инструктор по каким-то ему ведомым соображением вел на вперед ("охотовед", блин, двоечник несчастный - это самое ласковое, что крутилось в головах у ребят). Где-то километров через 20 встретили мужика, который оказался каким-то ученым-биологом, что-то там изучавшим в глухой тайге. Он объяснил, куда идти дальше. До озера осталось пройти еще 15 км.
В лагере мы провели пару дней. Отдыхали, осматривали окрестности, пытались купаться в Байкале и ловить рыбу.
С купанием получалось не очень. Дно каменистое, резко уходит на глубину. Вода, несмотря на жару, очень холодная. Если подняться на небольшую скалу над тоннелем, практически нависающую над водой, то очень хорошо просматривается сквозь чистейшую воду дно. С рыбалкой т.ж. не связалось: наши ленинградские снасти не очень подошли к здешним условиям. У местных рыбаков популярностью пользовалось оригинальное приспособление:
Кругобайкальская железная дорога до строительства Иркутского водохранилища была частью Трансиба. На строительство этой дороги были затрачены огромные силы и средства. Большая часть пути проходит по искусственным сооружениям: мосты, тоннели, вырытая в береговом склоне полощадка для колеи. В годы Великой Отечественной войны начали строить второй путь, но так и не успели его закончить. От того проекта остались лишь остовы мостов. После строительства Иркутской ГЭС и обходной ветки дорога потеряла свое значение. Сейчас она в основном обслуживает сама себя да еще немногочисленные поселки на берегу, которые потихоньку приходят в упадок и населены в основном теми же железнодорожниками. По железной дороге пару раз в день ходил поезд, состоящий из пассажирского и грузового вагонов.
Обращает на себя внимание "художественное" оформление инженерных сооружений старой дороги, будь то мост, искусственное русло ручья или въезд в тоннель: все это сделано красиво, украшено камнем. Современные сооружения на таком фоне выглядят суперутилитарными.
Дальнейший маршрут проходил вдоль берега. Была еще одна стоянка на берегу, а потом катером мы переправились в Листвянку. Это достаточно большой поселок (или даже небольшой город), где есть НИИ, изучающий Байкал, есть лиминологический музей. Из Листвянки мы автобусом вернулись в Иркутск, заехав по пути в местный музей деревянного зодчества.
В Иркутске сдали снаряжение, осмотрели город. На этом отпуск на Байкале закончился.