Карелия. 2001 год |
Вы можете посмотреть все полноразмерные фотографии на одной странице, которая откроется в отдельном окне браузера, воспользовавшись этой ссылкой, или просматривать каждую фотографию в отдельности, воспользовавшись ссылками, связаннами с эскизами, размещенными на этой странице.
Эта поездка планировалась на протяжении более 5 лет. Но все что-то не получалось: то отпуска не совпадали, то две машины, на которых не страшно в глухомань далеко от города отъехать, не находились, то еще какие-то причины. И вот, наконец, летом 2001 года все связалось: совпали отпуска, нашлись две исправные машины, были решены организационные вопросы...
Что ждет в Карелии - знали только из небогатой информации, найденной в Интернете и подчерпнутой из изучения карт. Места представлялись дикими, почти как сибирская тайга . Поэтому было решено ехать на двух машинах, а в багажники были загружены запчасти, позволяющие провести в дороге небольшой капитальный ремонт. Не забыли и две главных запчасти - мощные тросы для буксировки и достаточное количество денег в бумажниках. Так же было загружено 60 литров бензина, не считая 80 литров в баках, что давало пробег без заправки около 700 км на машину (почти "от дома до дома"). Продукты т.ж. закупили "от души" - хватило бы недели на две, хотя собирались всего на неделю.
Как позже показала практика, перезаклад был солидный по всем направлениям. Места хоть и первозданные, но не дикие. По дороге можно было найти все: и бензин, и продукты, и запчасти.
Точного места, куда едем, не знали. Решили двигаться к крупному озеру в центре Карелии - Сямозеру - а по дороге смотреть места, останавливаться, где понравится.
Выехали в понедельник 30.07.01 в 8 часов из Питера по Мурманскому шоссе (трасса М18, она же "Кола"). Две машины, три человека и одна собака. От границы города до Ладожского моста через Неву идет шикарная трасса с многоуровневыми развязками, две полосы в каждую сторону, кой-где разделенные лесополосой. После Невы - в основном обычная двухполоска, правда, с достаточно широкими полосами и не очень извилистая, поэтому обгоны затруднений не представляют. Чем дальше от города, тем меньше машин на трассе, можно без труда держать скорость около 100-120 км/ч. Есть только один неприятный участок, не доезжая Новой Ладоги, где дорога поворачивает практически на 90 градусов влево. И хотя, предупредительные знаки стоят просто гроздьями, и ограничение скорости стоит, но... Наверняка еженедельно кто-то с дороги там вылетает. Не верят у нас люди знакам. В населенных пунктах приходилось сбрасывать скорость до 60-70, хотя, к счастью, их не трассе М18 не так много, как, например, на М10. Из общего благоприятного впечатления от трассы резко выбиваются мосты. Такое впечатление, что их не ремонтировали с момента постройки. Особенно в безобразном состоянии мост через Свирь у Лодейного Поля. Больше 10-20 км/ч ехать страшно - можно оставить всю подвеску в многочисленных ямах.
Хотя несколько раз останавливались по разным поводам, но в 11.50 уже были на границе с Карелией. От дома - 256 км, средняя скорость - 64 км/ч.
От границы поехали по Мурманскому шоссе через Олонец, Коткозеро, Святозеро до Пряжи. Продвигались к Сямозеру (крупное озеро в центре республики), попутно осматривая попадающиеся озера на предмет удобного места для стоянки. Но ничего приличного и легкодоступного на легковушках не попалось. В Пряже пообедали в придорожном кафе. Оказалось неожиданно дешево и вполне съедобно. Внимание от еды отвлекали натуральные чучела глухаря и медведя, стоявшие в зале.
От Пряжи свернули на дорогу местного значения Р21. Доехали по ней до Крошнозера и свернули на совсем уже местную дорогу, не помеченную на карте номером и обозначенную как грунтовая. Дорога узкая, извилистая, асфальт изобилует выбоинами. Проехали через Нижнюю Салму, Корзу и въехали в Эсссойлу.
Мурманское шоссе в Карелии по качеству не хуже, а местами и лучше, чем в Ленинградской области, Много новых или свежереконструированных участков, на нескольких участках идет реконструкция. Без проблем можно держать 110-130 км/ч. Несомненное преимущество - редко встречающиеся населенные пункты. Встретился только один небольшой узкий и извилистый участок, где пришлось сбросить скорость до 80 км/ч. А вот местные дороги пожалуй будут похуже тех, какие есть в Ленобласти. Узкие, извилистые, асфальт с колдобинами. Примерно, как Приозерское шоссе между Приозерском и Кузнечным. Но знаки стоят даже на самой захудалой дороге и стоят в основном по уму. Даже "Конец ограничения скорости" встречается, чего у нас я как-то припомнить почти не могу. В населенных пунктах практически везде ограничение скорости 40 км/ч.
Эссойла - это большой поселок с крупной железнодорожной станцией и всей необходимой социально-бытовой инфраструктурой. Правда, несмотря на размеры, дома в основном стоят сугубо деревенские, старые. Есть немного и современных коттеджей, но очень и очень немного. Шоссе идет по поселку вдоль берега Сямозера. Открывающийся на озеро вид позволяет судить о его размерах.
Около железнодорожной станции свернув с шоссе на грунтовку и доехав по ней до Сямозера, очень быстро нашли шикарную стоянку: приличная лесная дорога до самого берега, сосновый лес почти без подлеска, песчаный пляж и никого народу. Озеро чистейшее, да и на берегу хоть и заметно присутствие людей, но такой помойки, как сейчас на Вуоксе и близко нет. Там и встали. От дома 446 км и 9 часов в дороге (это со всеми остановками, осмотрами мест, обедом и т.д, т.е. при очень неспешной езде), средняя скорость 50 км/ч. Место настолько понравилось, что решили там остаться до конца недели, а не искать что-то еще.
С погодой, правда, не очень повезло. Понедельник был жарким, вторник - теплым, а вот со среды желание позагорать и покупаться исчезло. Днем температура не поднималась выше +15 градусов. Ночью же вообще было очень холодно, на севере республики уже были ночные заморозки. Так что до 5 утра грелись у костра, а потом, когда солнце начинало пригревать, отправлялись спать. Но благодаря такому режиму вдоволь полюбовались и закатами, и угасающими белыми ночами, и рассветами.
Не повезло с погодой, зато повезло с рыбалкой. Ничего потрясающего не выловили, только плотва и окушки, но клев был хороший. На наваристую уху спокойно получалось наловить за два часа. Кроме этой мелочевки в озере есть и более интересная рыба. Один экземпляр даже видели воочию, местный тракторист заезжал ночью, предлагал судака на 6 кг "только что из озера". Но, как и каждый водоем, Сямозеро имеет свои особенности лова, которые нужно знать. Будь побольше времени - успели бы их изучить и вытащили что-нибудь интересное. Кстати, по моим наблюдениям, там и раки есть, вот только для их ловли снасть нужна, т.к. в том месте, где мы стояли, у берега очень широкая отмель глубиной 20-50 см, раки просто до берега не доползают ночью, и ловить руками не получается. Большая проблема для рыбаков на берегу - найти червей. С ними дело обстоит даже хуже, чем на Карельском перешейке. В лесу вообще ни одного червя не нашли, хотя копали много и упорно. Накопать можно только в узкой полосе у воды под гниющими стеблями камышей. Но и там для того, чтобы найти одного червя, нужно руками перебрать участок полметра на полметра.
В лесу полно черники, есть брусника. А вот грибов не видели совсем, даже поганок. Если судить по нашим лесам, то там ближе к осени должны солонцы пойти: сухая подстилка, тонкий слой почвы, а под ним песок. На счет подосиновиков и подберезовиков сказать ничего не могу. Может они там и есть, но вряд ли много, не любят эти грибы такой лес.
А вообще место пользуется популярностью. В километре от нас стояли довольно большим лагерем москвичи, приезжающие туда уже не первый год. В ближайшей деревушке Ангенлахти первая встреченная жительница оказалась ленинградкой. Она же рассказала, что несколько в другой стороне есть лагерь питерцев. И вообще машин из 78 и 77 регионов встречалось на дорогах много, в процентах от общего числа много больше, чем на дорогах Ленобласти из 10 и 77 регионов. Приезжали на озеро и местные жители, в основном из Петрозаводска, на день-другой порыбачить. Но берег большой и еще чье-то присутствие в 300-500 м от лагеря абсолютно не создает неудобств. Особенно по сравнению с той же Вуоксой, где в выходные палатки иной раз разделяет 20-30 метров.
Кстати, об этой деревушке Ангенлахти. Десятка два-три домов. Забор по периметру, ворота, запирающиеся на ночь. Дорога, ведущая в деревню вполне проезжая, но только не для низкосидящих машин. Пока ехал туда-обратно отполировал камнями все выступающие снизу части. В самой деревне не ни электричества, ни магазина. Много народа приезжает только на лето. но есть и "коренные" жители. За продуктами ездят за 10 км в Эссойлу. Вот и такие есть деревни в России... Кстати, недалеко от Ангенлахти около деревни Сергилахти снимался фильм "А зори здесь тихие".
Обратно выехали в воскресенье в девять вечера. Рассчитывали не попасть в поток дачников и быть в городе максимум в два ночи, но не получилось. В районе Кескозеро увидели у обочины мотоцикл "Урал" со знаком аварийной остановки и двух голосующих парней. Что случилось с мотоциклом, я так и не понял, но завестись ребята даже не надеялись. А им надо было в Олонец. Тащить мотоцикл на прицепе до Олонца - значит увеличить время как минимум втрое. Долго решали, что делать, в конце концов, один из парней остался с мотоциклом, а второго подбросили до Олонца.
В Ленобласти появилась еще одна задержка. Где-то в районе Свири попали в сильный туман. Пришлось ползти на 60-80 км/ч, а иногда сбрасывать скорость до 30-40 км/ч, ориентируясь только на белую линию осевой разметки. Хорошо хоть трасса достаточно прямая. Был момент, когда и это не помогло, видимость упала до десяти-пятнадцати метров, пришлось остановиться и ждать с полчаса, пока хоть чуть-чуть туман не рассеется. В результате в город приехали только в три ночи и попали под разведенные мосты. Пришлось немного ждать, когда сведут Володарский и дома были только в 4 утра. Итого на обратную дорогу затрачено 7 часов, средняя скорость 64 км/ч.
Неделя пролетела очень быстро, впечатлений, конечно, осталось море. Т.е. участники очень не прочь на следующий год повторить поездку. Теперь уже без таких перезакладов, как в этот раз. Безлюдных длинных перегонов нет, заправок хватает. Сеть Nord-West GSM есть вдоль всей М18 почти до Коткозера (примерно 60 км от места нашей стоянки). Так что везти полбагажника железа и бензина смысла нет, как и ехать на двух машинах. С учетом этого можно уложится по деньгам где-то рублей в 700-800 (у нас получилось примерно по 1000, не считая затрат на вещи длительного "пользования", вроде тросов, запчастей, снаряжения и т.д.) с человека.